«Специалист специалисту рознь» — мы не устаём твердить об этом, когда дело касается выбора агента. Но при покупке квартиры мало найти хорошего риелтора: за его спиной должен быть грамотный юрист, который, в случае чего, подстрахует и не даст купить рисковый вариант. Эта история — как раз такая: юрист Центрального офиса Vysotsky Estate Вероника Рахманько рассказывает, как другой юрист со стороны продавца мог оставить покупателей без новой квартиры.
К нам обратились клиенты, которые хотели купить квартиру. Нашёлся один из вариантов, который с юридической точки зрения оказался очень интересным, а с покупательской — опасным.
Итак, собственница квартиры в возрасте 85 лет решила подарить любимому внуку квартиру, переживая, видимо, за последующую судьбу имущества в случае своей смерти.
Судя по рассказу агента, взяться за доброе дело и помочь бабушке отважился некий юрист.
И вот, под чутким руководством последнего, бабушка оформляет доверенность на этого же юриста, чтобы он провёл всю сделку без её участия. Пожилую женщину можно понять: человек в возрасте, желания и сил заниматься бумагами и вникать в их содержание нет.
Казалось бы, на первый взгляд ничего критичного нет. Но стоило посмотреть сами документы.
Начнём с доверенности. На что именно хотел оформить доверенность юрист — непонятно. Содержание доверенности позволяло ему только сопроводить процедуру регистрации сделки. То есть взять уже подписанный договор дарения и отнести его в МФЦ.
Однако сам договор дарения от имени бабушки подписан этим же юристом, и имеется ссылка в договоре на вышеуказанную доверенность, в которой нет полномочий на подписание и не указан одаряемый (п. 5 статьи 576 ГК РФ).
Дальше — лучше. Со стороны одаряемого выступает тот же юрист. Полномочий в доверенности на подписание договора дарения тоже нет. Но они, видимо, и не нужны, поскольку в данном случае сделка, где одно и тоже лицо по доверенности представляет обе стороны, запрещена законом (п. 3 ст. 182 ГК РФ).
На счастье обделённых наследников бабулечки у них есть все основания для признания такой сделки купли-продажи ничтожной.
Разумеется, от покупки этой квартиры мы отказались.