Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Екатерина Малеева: «Мы стоим на развилке: продолжать сознательную деградацию среды или переориентировать массовое строительство»
13 мая 2019
15 085
6
Екатерина Малеева: «Мы стоим на развилке: продолжать сознательную деградацию среды или переориентировать массовое строительство»
Как изменят города новые стандарты?

Большинство российских городов страдает от низкого качества среды. Екатерина Малеева, директор проектов КБ «Стрелка», рассказала ЦИАН о том, как стандарт комплексного развития территорий, разработанный ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» при участии Минстроя России, может изменить ситуацию, какими должны стать новые микрорайоны, жилые дома, общественные пространства и квартиры.

 «У нас продолжают воспроизводиться советские микрорайоны»
— Екатерина, что не так с градостроительными нормативами? Почему они нуждаются в пересмотре? И какие именно?
— Прежние нормативы были разработаны в 60-е годы прошлого века для решения определенной государственной задачи, а именно – для обеспечения населения жильем. Специалисты ориентировались на модернистский подход, который отсылает нас к Корбюзье. Они воссоздавали картинку модернистского города: башня стоит посреди леса, магистраль отнесена на 200 метров, по ней несутся машины. Именно так и выглядят советские и постсоветские микрорайоны. Дома стоят торцом к дороге, так как нужно проветривать квартал, а дороги – негативный фактор. Так строили во всем мире в послевоенное время. Правда, уже в 1970-е годы в международной практике произошла переоценка ценностей, возвращение к принципам компактного и функционально разнообразного города, ориентированного на пешехода. Проекты, построенные по модернистским принципам, начали сносить и строить на их месте малоэтажное, среднеэтажное жилье.

— А мы продолжаем с ними жить...
— Несмотря на изменения экономики, общества и запросов горожан, у нас продолжают воспроизводиться советские микрорайоны. При этом 45% семей хотят улучшить жилищные условия. На государственном уровне обозначены следующие задачи — повысить качество городской среды на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной средой в два раза. 

Мы стоим на развилке: продолжать сознательную деградацию среды, используя планы и нормы 60-летней давности, или все же попытаться переориентировать массовое строительство на комплексные подходы к проектированию и застройке жилых районов. 


Советские нормы были сбалансированной системой, заточенной на определенное видение будущего, и отдельно, частями, ее переформатировать невозможно. В документы вносились и продолжают вноситься изменения, но они только создают дисбаланс, так как это делается разными ведомствами: за санитарные нормы отвечает Роспотребнадзор, за противопожарные – МЧС, за строительные – Минстрой. 

В итоге мы часто сталкиваемся с нерешаемыми задачами: по планировке квартиры нужно окно, а по нормам должен быть глухой простенок.

Разработанные нами стандарты позволяют создать картинку будущего с позиций современного человека, его образа жизни, и уже под нее подстроить нормативы, как это и было сделано в 1960-х годах. Технология та же, но образ будущего нужно сменить.

Если раньше нужно было строить дома торцом к дороге, то сейчас мы понимаем: у нас не дорога, а улица, по которой ходят люди. И дома нужно ставить не торцом, а параллельно ей, так как на первых этажах будет стрит-ритейл, малый бизнес. Стандарт — конструктор, помогающий планировщику создать комфортную среду.

«В российских нормативах есть только одно решение одной задачи»
— На опыт каких мировых столиц ориентировались разработчики стандарта развития комплексных территорий?
— Мы не всегда ориентировались на конкретные города. В первую очередь мы смотрели на формат документов, принятых в международной практике: не директивные, а гибкие. Что это значит? В российских нормативах есть только одно решение одной задачи. Допустим, отступ от парковки до дома должен составлять столько-то метров, и не объясняется, с какой целью это делается. Шум должен быть снижен на столько-то децибел, уровень загрязнения не должен превышать определенного показателя. Но ведь эти задачи можно решить разными способами. Есть ландшафтные решения, позволяющие удерживать до 60% загрязнений воздуха, например, небольшие холмики высотой до одного метра. Если устроить его между фасадом и дорогой, отступ может быть меньше. В международной практике есть примеры, когда парковка размещается под жилым домом, стоящим на колоннах. Для парковки устраивается небольшое углубление, но без стен. Это очень экономно, не нужно, как в закрытом паркинге, выводить вентиляцию через весь дом на кровлю. При этом делаются небольшие крылышки-навесы к фасаду, отводящие от окон жилых домов воздух с парковки.

Во всем мире пользуются двумя документами: в одном – обязательные требования, связанные в основном с безопасностью, другой содержит набор лучших практик, решений одной и той же задачи, из которых проектировщик может выбирать в зависимости от конкретного проекта. Поэтому города становятся разнообразными. 

Обычно такие документы разрабатываются для отдельных городов. Наши стандарты федерального уровня. Их аналогом может служить British Urban Design Compendium, выполнивший в свое время ту же задачу, над которой сейчас работаем мы. В Англии в 1990-х годах была низкая обеспеченность жильем, невысокое качество строительства. После создания этого документа ситуация постепенно стала меняться. Прошло уже почти 30 лет, документ постоянно обновляется лучшими новыми практиками: смотрите, в этом городе сделали так, а здесь – так. И архитектору уже не нужно каждый раз изобретать велосипед.

Стандарт работает с тем, чтобы качество среды для жизни на существующих территориях можно было улучшать уже сейчас. 

Все современные микрорайоны построены таким образом: на 30 га расположен квартал, ограниченный магистральными улицами. Внутри квартала улиц нет, только проезды для подъезда к жилым домам. Они могут стать городскими улицами, если соединить их с магистральными дорогами. 

Таким образом мы добиваемся двойного эффекта. С одной стороны, измельчается планировочная структура, вдоль улиц можно строить новые дома, уплотняется застройка и формируется тот фронт, в котором могут быть новые коммерческие помещения. С другой стороны, мы разграничиваем улицу – общественное пространство, которое принадлежит городу, и внутриквартальные территории, принадлежащие жильцам. 

Люди увидят, что это их общее пространство, и станут сами принимать решение, что там лучше разместить – парковку или детскую площадку, следить, чтобы было чисто, договариваться друг с другом о том, как сделать свой двор и дом комфортнее.


Есть еще один важный момент: улица должна быть сомасштабна человеку. У нас дороги шириной 100 м – это не улица, там некомфортно гулять. Ширина улицы не должна превышать 45 м. Нужно, чтобы противоположная ее сторона была хорошо видна и чтобы улицу можно было легко перейти, когда заметишь вывеску интересного магазинчика или кафе.

«Нужно, чтобы были не только многоэтажные  дома в 25 этажей» 

— Вместо типовой застройки вы предлагаете вариативность жилья. Расскажите о типах зданий, из которых должны состоять новые кварталы.
— Мы предлагаем смешивать как минимум три типа жилых домов в одном районе. Нужно, чтобы это были не только многоэтажные многоквартирные дома в 25 этажей, но и блокированные дома. Все это хорошо соединяется между собой и дает высокую плотность застройки. Можно сделать квартал блокированных домов, поставить башню этажей в 18. Плотность мы получим такую же, как при застройке стандартными девятиэтажками, но этот способ предполагает вариативность жилья.

Блокированный дом обеспечивает приватность, так как представляет собой здание, состоящее из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на участок. Парковка находится во дворе дома.

Мы понимаем, что в столице трудно сочетать в границах микрорайона башни и малоэтажные дома. 

Наши стандарты ориентированы в большей степени на регионы. Там, кстати, часто появляются проекты жилой застройки, которые по качеству лучше московских, причем они находятся в доступном ценовом сегменте.

икона градостроительства 

Пример комбинированной застройки в фешенебельном районе есть в Амстердаме – остров Borneo Sporenburg. Этот проект считается иконой градостроительства 2000-х годов. Квартал сделан таким образом, что с двух сторон на более интенсивные улицы обращены фасадами дома-пластины этажей по девять, поперечные улицы – каналы с блокированными домами на берегу, которые замыкают периметр. У жильцов малоэтажек есть свое пространство, у обитателей многоквартирных домов – внутренний двор.

«Можно сделать плотность и 40 тыс. кв. м на участок»

— Стандарт развития комплексных территорий предлагает «плотную компактную застройку». Какие показатели плотности согласно вашему стандарту должны быть для Москвы и городов-миллионников?
— Вопрос в том, как измерять плотность. Цифра, которая закладывается в генплане, учитывает территорию вместе с парками, дорогами, общественными пространствами. Однако девелопера волнует, какая у него на участке будет плотность. По стандартам комплексного развития территорий можно сделать плотность и 40 тыс. кв. м на участок. На территорию, согласно масштабу генплана, у нас выходит 15-17 тыс. кв. м. Мы идем от пространственных характеристик. Сначала поняли, какое пространство хорошо для комфортной жизни, потом сравнили это с рыночными показателями, с нормативами. По существу, по плотности наша застройка не отличается о того, что строится сейчас. Просто квадратные метры перекомпоновываются в другую форму.
— Создание комфортной среды предполагает возведение зданий средней этажности. Какие ограничения по этажности предусмотрены вашими стандартами для городов-миллионников?
— Существующие нормативы ограничивают высоту жилых зданий 25-ю этажами. Почему? Во-первых, из-за пожарных норм. Во-вторых, существуют нормативы по парковкам, площадкам, необходимым отступам от них, которые девелопер должен обеспечить. При соблюдении этих условий у застройщика для размещения самого дома остается очень мало земли. И требуемую площадь можно «выжать» единственным способом – построить дом с максимально разрешенным количеством этажей. Сейчас мы работаем над нормами, позволяющими перераспределить эти 25 этажей в среднеэтажную застройку без потери площади – при более эффективном использовании земли. Так, показатели по парковкам не всегда обоснованы: одна, а то и две машины на квартиру, в то же время никто не считает, смогут ли машины вообще выехать с этой территории. В Москве сделаны хорошие нормативы градостроительного проектирования: снабженность парковками привязана к обеспеченности общественным транспортом. И это правильно, важно ведь не место для машины создать, а сделать так, чтобы человек мог быстро доехать, куда ему нужно. 

За счет грамотного выбора участка под застройку и развития общественного транспорта можно сокращать места, которое тратится на парковки.

— Как на практике соотнести создание комфортной среды с интересами девелоперов, которым невыгодно строить дома в 9-10 этажей?
— Мы предлагаем разные варианты застройки. Малоэтажная модель обладает всеми преимуществами жизни в собственном доме. Даже в малоэтажных многоквартирных домах у жильцов первых этажей есть отдельный вход и палисадник. Застройка этого типа должна быть плотней, чем сейчас. И это возможно. Например, Ванкувер состоит почти целиком из очень плотной малоэтажной застройки.

Среднеэтажная застройка представляет собой жилой район с высоким уровнем обеспеченности инфраструктурой. Центральная модель – новый локальный центр, где расположены места приложения труда, где большое разнообразие объектов торговли, услуг, досуга.

Реализуемость того или иного варианта застройки зависит от выбранной территории. Если у вас не очень хорошая транспортная доступность, стоимость земли будет ниже, в этом случае стоит использовать малоэтажную модель. Если обеспеченность транспортом очень высокая, например, рядом с территорией находится ТПУ, рельсовый транспорт, независимый от автомобильного трафика, может подойти центральная модель.

— В проекте сказано, что стандарт комплексного развития территорий поможет решить проблему пробок. Каким образом?
— Борьба с пробками – долгий процесс. Это история того же порядка, что и мечта о собственном доме. 

Многие из нас жили какое-то время в стесненных условиях, поэтому автомобиль для жителя мегаполиса – личное пространство, с которым очень трудно расстаться. 

По мере того, как общественный транспорт будет становиться все более комфортным, люди, чтобы добраться до места гораздо быстрее, чем на машине, будут пересаживаться на метро и автобусы. В Москве все едут из периферии в центр, потому что такова структура города – радиально-кольцевая.

Стандартом предусмотрена модель с центрами, распределенными по городу. Это снизит загрузку уличной сети и уменьшит количество пробок.

«Площадь коридоров нужно уменьшить до минимума» 

— Насколько жизнеспособен красивый слоган «каждому члену семьи – отдельную комнату»? Какой тогда должна быть минимальная площадь квартиры? И как это согласуется с западными трендами на сокращение площади в целях экономии на «коммуналке», налогах?
— Комфортное современное жилье должно состоять из отдельной комнаты для каждого члена семьи или пары и пространства для совместного общения. Поэтому мы продвигаем такой формат, как кухни-гостиные. Почему сейчас все хотят купить квартиру с кухней площадью 15 кв. м? Людям необходимо пространство для общения, а гостиные в квартирах заняты: там спят. Кухня-гостиная позволяет экономить место, она компактнее, чем оба эти помещения по отдельности. Здесь удобно принимать друзей, мама может готовить ужин, а ребенок делать уроки, они все время на связи, несмотря на то, что каждый занят своим делом.

сколько метров надо для семьи из 4 человек 

Давайте посчитаем минимально необходимую площадь квартиры для семьи из четырех человек, родителей и двоих детей. Какие зоны им необходимы? 

Во-первых, прихожая со встроенным шкафом, возможно, с гардеробной – 6 кв. м. 

Во-вторых, кухня-гостиная – 20 кв. м. 

Также для семьи из четырех человек нужно два санузла – в приватной зоне и в общей, при входе (этот санузел пригодится, например, еще и для того, чтобы помыть собаке лапы после прогулки) – 7 кв. м. 

И три спальни, каждая, как минимум, по 11 кв. м (если к комнате пристроена гардеробная), и 14 кв. м, если ее нет. 

Получается 75 кв. м. Как видим, это средний метраж стандартной «трешки». Просто мы делаем эффективную планировку и экономим за счет бесполезных, съедающих площадь коридоров.

Важно закладывать в проекты быструю смену функций пространства.

Недавно ДОМ. РФ совместно с Минстроем с целью тестирования нашего стандарта проводили конкурс концепций стандартного жилья и жилой застройки. Было представлено более 925 проектов домов, среди которых оказалось немало интересных вариантов. Например, в одном из проектов балкон мог превращаться то в веранду, то в игровую комнату. Было предложено много типов мобильного пространства, когда кухню можно было при необходимости отгородить от гостиной. 

Кстати, тому, как спроектировать жилой дом и сделать планировку, у нас посвящена отдельная книга. Мы рассказываем, что в современных квартирах должны быть помещения, которые можно перепланировать. Допустим, если в гостиной два окна, после рождения ребенка можно разделить ее на две зоны, одну отвести под детскую. 

Сервисные пространства не должны занимать более 10% квартиры, площадь коридоров, бесполезная по существу, нужно уменьшить до минимума. Но это не касается мест для хранения – кладовых, гардеробных. Это необходимые пространства в каждой квартире, чтобы не было причины хранить вещи на балконе. 

А сам балкон должен быть глубиной 1,2 м – это позволяет разместить на нем уличную мебель и проводить время на открытом воздухе.
«Постепенно может произойти социальная деградация территории» 
— Ваше отношение к совмещенным форматам – студиям, евродвушкам и пр. Чтобы снизить стоимость жилья, девелоперы все сокращают и сокращают площади. Есть мнение, что это может привести к возникновению гетто. Что вы думаете по этому поводу?
— Проблема не в том, какие это квартиры, а кем они заселяются. Как правило, однушки или студии покупают люди, которые впервые выходят на рынок жилья, молодые семьи. Через 5 лет у них растет статус, повышается зарплата, а когда появляется второй ребенок, семьи покупают жилье побольше. В эту квартиру въезжают люди с небольшим достатком. Действительно, постепенно может произойти социальная деградация территории, особенно если большинство жильцов, въехавших вначале, принадлежат к одной социальной категории.
— Комфортное жилье предусматривает разнообразие планировок квартир. Как можно этого добиться в типовой многоэтажке, где планировка привязана к коммуникациям?

— По сегодняшним нормативам ванная должна быть обязательно расположена только над ванной, кухня над кухней. Получаются типовые планировки этажей. Решение, которое мы планируем внедрять, состоит в том, что на каждом этаже застройщик делает гидроизолируемый контур, так что ванная и кухня могут размещаться в любом месте в его пределах. Конечно, эти помещения так или иначе будут располагаться недалеко от стояков, но это даст вариативность планировок.

— Применялись ли уже ваши стандарты на практике? Приведите примеры.

— Стандарт уже комплексно тестируется во Владивостоке, Саратове, Калининграде, Иваново, Сергиевом Посаде и Свободном: для этих городов разрабатываются стратегии пространственного развития и мастер-планы территорий, объемно-пространственные регламенты (требования к внешнему облику застройки: высота, первые этажи, допустимые отделочные материалы) и дизайн-коды.

В рамках проекта «Города будущего» были разработаны концепции общественных пространств для 40 городов РФ, в 17 городах проекты реализованы.

«Сейчас у нас озеленение нормируется очень странно»

— Вы также занимаетесь разработкой стандарта рекреационных зон и общественных пространств. Как они должны выглядеть?

— Сегодня при строительстве новых микрорайонов совсем не планируют городские пространства. У нас площадь – часть улично-дорожной сети, транспортная развязка. Рекреационные зоны должны быть сомасштабны человеку. Один огромный парк расположен в пешей доступности у меньшего числа людей, чем несколько маленьких скверов в жилой застройке. Мы за компактность общественных пространств и равномерное распределение их по городу. 

Во-первых, они безопасны, там всегда кто-то будет гулять, в отличие от огромного парка. Во-вторых, такие парки легче содержать в хорошем состоянии. И, наконец, они обеспечивают доступность для большего числа людей. Сейчас у нас озеленение нормируется очень странно, в основном наличием краски соответствующего цвета на Генплане. 

Зеленые насаждения должны составлять 25% от территории микрорайона, но что это будет в реальности – лысый газон или кусты, никого не волнует. 

Хотя позитивное влияние зеленых насаждений является значительным для качества жизни (чистый воздух, комфортный микроклимат) и, что важно, оно измеримо. Один гектар газона и один гектар деревьев дают совершенно разный качественный эффект. В нашем стандарте об этом тоже говорится.


Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
6
Беседовала Татьяна Демидова
Могут подойти
6 комментариев
ID: 27155126
19 мая 2019, 20:10
Артём, Ринат Закиров, ID: 26757804, А.В.Максюков - всем браво.
Я проектировщик и просто живой человек, живущий в городе в тех самых районах и квартирах - это тягостно. Шумно, неудобно, тесно, словно мы здесь все очень временно, и можем в принципе на одной ноге постоять.
Жилье в зелёных "советских" районах по цене недоступно, если только над домиками не висит дамоклов меч "реновации", когда малоэтажку снесут, зелень вырубят, и будет сплошной пыльный асфальт и "стрит-ритейл".
Кстати, кто в последний раз в сухие дни видел в спальниках поливальные машины?
Когда в последний раз на общественных пространствах вроде привокзальных площадей или площадей перед метро вы видели дворников за работой? Их нет, а мусор - есть. Лежит, летает, плавает в лужах - по погоде.
И это - та самая "новая городская среда".
"Холмики высотой метр способны на 60% снизить загрязнение" - это чушь дичайшая! Но её будут проталкивать в нормативы!
Могла бы я порассказать, какие дикие и опасные предложения иногда звучат в городских комитетах по строительству - и лоббируют их люди, обличенные правом "решать".
Господи, мы переживём плохие дороги. Спаси нас от взяточников и дураков.
Ответить
1 199/50 000
0/50 000
Ринат Закиров
20 мая 2019, 09:05
Вот пример такого трэша
https://www.google.com/maps/uv?hl=ru&pb=!1s0x414ab19e0a780313%3A0xf5e887b61113cc97!2m22!2m2!1i80!2i80!3m1!2i20!16m16!1b1!2m2!1m1!1e1!2m2!1m1!1e3!2m2!1m1!1e5!2m2!1m1!1e4!2m2!1m1!1e6!3m1!7e115!4shttps%3A%2F%2Flh5.googleusercontent.com%2Fp%2FAF1QipNKczGcA0We54HnJ8PcczLYrnm2-pmSQiXeskP_%3Dw90-h90-n-k-no!5z0J_QvtC40YHQuiDQsiBHb29nbGU!15sCAQ&imagekey=!1e10!2sAF1QipPeoozt-2iTUy3MzNkjZdmZTB5FsQ_ASNYgrJT4
436/50 000
ID: 26757804
15 мая 2019, 20:33
Читать противно чинуш... Гетто, натуральное понастроили в Питере, - парковок нет, узкие проезды, машины в пробках стоят, чтоб только из двора выехать...и лепят и лепят дальше - Парнас, Блюхера теперь, Цветной город и т.д., а ни дорог, ни развязок, ничего, лишь бы денег из народа навыжимать ипотечных. Гнать всех таких чинуш в эти Гетто жить, на 25 этаж, с неработающим лифтом, может тогда мозги заработают в сторону народа, а не откатов.
Ответить
440/50 000
0/50 000
Ринат Закиров
15 мая 2019, 12:54
"Несмотря на изменения экономики, общества и запросов горожан, у нас продолжают воспроизводиться советские микрорайоны." Ага, оно и видно. Вместо 9-12 этажных микрорайонов с огромной зеленой территорией между домами, со школами/садиками/поликлиниками в шаговой доступности лепятся 25-этажные гетто окна в окна в лучшем случае с одной "самой большой в мире школой" на весь район. Очень похоже воспроизвели, молодцы.
Ответить
414/50 000
0/50 000
Артем
15 мая 2019, 12:50
Как обычно, вешают на уши лапшу.
И дом к улице должен быть торцом, а не лицевой стороной. Так меньше шум с улицы. Дурбанисты проплаченные эти стрелочники.
Сталинские дворы зайдите посмотрите - какая прелесть. До сих пор красиво и актуально и о боже! места для парковок хватает и площадки есть.
Ответить
305/50 000
0/50 000
Частный маклер
14 мая 2019, 14:27
Среда очень комфортная по документам на бумажках, в реальной жизни только многоэтажки одна к одной стоят.
Ответить
105/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости