Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Личный опыт: «Я своими руками построил в Новосибирске дом в купеческом стиле»
9 декабря 2021
14 970
7
Личный опыт: «Я своими руками построил в Новосибирске дом в купеческом стиле»
Малоэтажные купеческие дома — одна из архитектурных фишек сибирских городов. Многие признаются, что с удовольствием поселились бы в таких «пряничных» усадьбах, но отпугивает их цена, не лучшее состояние и охранный статус, предполагающий немало забот и ограничений. Бизнесмен Максим Мальцев решил эту дилемму, выстроив «купеческий» особняк своими руками.

Я родом из Ачинска Красноярского края, жил там до 18 лет. Этот город богат купеческой архитектурой, хотя в большинстве своем дореволюционные усадьбы остаются там в запустении. И все же таких «навороченных» в плане декора домов, такого качества кирпичной кладки я больше нигде не встречал, хотя бываю в разных городах и всюду обращаю внимание на старую архитектуру.

Все детство и юность я гулял по старому центру Ачинска и очень проникся этой красотой, хотя и не отдавал себе в этом отчет. После окончания школы в 2003 году я поступил в СГУПС и переехал в Новосибирск, поселившись в общежитии. Часто выезжал погулять в центр, где также немало купеческих особняков. Сложно передать то чувство, которое вызывает у меня такая архитектура… Это восхищает, ощущаю какую-то сопричастность к этой эстетике, к самой эпохе.

Прокачал персонажа

Когда студенчество осталось позади и пришло время определяться с постоянным жильем в Новосибирске, я выбирал исключительно среди частных домов. Запирать себя и свою семью в «человейниках» точно не хотелось. На мой взгляд, квартира в многоэтажке — неестественная среда для человека. Не зря все стремятся заиметь дачу — людей тянет на природу. А я решил: зачем куда-то ездить, если можно сразу поселиться в отдельном доме?

Нашел недострой в частном секторе Октябрьского района. Понравилось месторасположение — участок в тупике, им фактически заканчивается улица, дальше — овраг и река Плющиха (улица так и называется — Левый берег Плющихи. — Прим. ред.). Место непроходное и оттого тихое и уютное. При этом до центра всего семь километров. Ты будто и в городе, и за городом одновременно. 

Кроме того, финансы были ограничены, а это был весьма дешевый вариант. Сразу скажу, впоследствии пришлось повоевать и с городскими властями, чтобы провели сюда освещение, и с местными жителями, которые устроили тут незаконную свалку. Но в итоге мы добились своего и привели местность вокруг участка к должному порядку.

Тут небольшое отступление. В 2009 году я полностью завязал с алкоголем. Хотя я и выпивал довольно умеренно, оказалось, что вместе со спиртным из жизни уходят и друзья, с которыми связывали только совместные возлияния, и похмелье, из-за которого из жизни порой полностью выпадал следующий за бурной гулянкой день, и многое другое. 

Образовался вакуум, который надо было чем-то заполнить, и я решил, выражаясь по-геймерски, «прокачивать своего героя», то есть себя

К строительству я тянулся с детства — мы жили в своем доме, и я помогал отцу возводить его. Кроме того, на протяжении семи лет я работал исполнительным директором управляющей компании одного коттеджного поселка, так что в коммунальные и строительно-монтажные вопросы погрузился основательно.

В общем, жилой дом на купленном участке, тогда представлявший из себя коробку со стенами и крышей, я решил достраивать сам. Как говорится, методом проб и ошибок. Читал статьи в интернете, смотрел ролики на «Ютубе»… В итоге достроил, пусть и не идеально. Сейчас уже вижу все свои косяки, два года назад капитально отремонтировал дом изнутри.

«Выкройки» для кирпича

Гуляя по историческим центрам Новосибирска и Ачинска, я стал всматриваться в отдельные элементы дореволюционных усадеб, в особенности кладки. У меня возник вопрос, как мастера прошлого умудрялись делать такие сложные декоративные элементы из кирпича и дерева, не владея современными технологиями? 

Обращался в музеи, архивы, писал на специализированные форумы — просил показать фотографии процесса строительства домов той эпохи, раскладки орнаментов на фасадах. Это  помогло бы воспроизвести декор самостоятельно. Но нигде мне помочь не смогли. Оставалось одно — фотографировать наиболее интересные элементы и по этим снимкам повторять их на своих постройках.

Первая моя проба пера — это гараж, который я строил в 2016 году. Отрисовал «выкройку» элементов, подсмотренных на здании Новосибирской областной юношеской библиотеки, по ней с помощью небольшой болгарки выпиливал из кирпичей фигуры и затем выложил из них фронтон над въездом. 

Сразу скажу, архитектурной терминологией не владею. Знаю, что каждый такой элемент имеет свое официальное наименование, но мне проще называть их «штуками», «висюльками» и т. д. (смеется). Кирпич использовал самый обычный, черновой. Конечно, во времена купечества он был куда более качественный и плотный, но сейчас такой стоит бешеных денег.

Спустя два года я решил отточить навыки в деревянном зодчестве — начал строить баню. Снова двинул в центр, но в этот раз снимал деревянные домики. Затем жена сделала трафареты и рисунки, а я вручную, с помощью электролобзика и резцов вырезал один элемент за другим. Примерно месяц ежедневной упорной работы, и декор был завершен.

Баня стала собирательным образом новосибирской деревянной архитектуры. Не могу сказать, что это отсылка к каким-то конкретным домам. А кадуцей (элемент декора — жезл, обвитый двумя обращенными друг на друга змеями, часто увенчанный крыльями. — Прим. ред.) вверху наличника — чисто мое дополнение. Это античный символ, означающий триединство материи, информации и меры. Уже позже я находил кадуцеи на исторических зданиях Москвы.

Вскоре я обзавелся различными станками и сам сделал дорожки из натурального камня, компьютерный стол из массива дуба, собрал кухню по своему проекту. 

В зимнее время работал в гараже. Поднималось много пыли, да и машину приходилось каждый раз выгонять и загонять обратно. В общем, понял, что нужна мастерская. В ее строительстве я решил максимально «развернуться», применить все наработанные навыки строителя и каменотеса.

Черви, бубны, крести, пики

Как раз к этому времени удалось примерно вдвое расширить участок. Появилось место для мастерской, но поскольку участок был под уклоном, я сначала выстроил основание для нее в виде второго гаража.

В декоре гаража также удалось реализовать давние задумки. Взять, к примеру, дом конца XIX века по ул. Воеводы Тухачевского, 15, в Ачинске. Сбоку на нем изображено четыре неких значка в рамках. Мое воображение всегда дорисовывало карточные масти. 

Их я и изобразил по обе стороны от входа в гараж, основываясь на фото этого ачинского здания. В нижних элементах с обеих сторон можно заметить отверстия — так я скрыл приточки.

Всегда хотел сделать колонны, и при строительстве нового гаража им наконец нашлось место. Сверху колонны венчает кирпичная арка — еще одна моя мечта. Чтобы придать ей правильную форму, пришлось вспомнить геометрию. Верхушку сделал аналогично фронтону первого гаража.

Второй этаж, где разместилась мастерская, — также «сборник» из разных понравившихся мне элементов сибирских купеческих домиков. Какие-то штучки позаимствованы, к примеру, со здания Ачинского краеведческого музея. 

Много времени отняли «короны» над окнами, поэтому на боковых окнах этот сложный элемент я решил не повторять. Зато сделал с обоих боков фальш-окна — еще одно популярное украшение в архитектуре дореволюционной эпохи.

Углы сделал срезанными и оформил колоннами. Долго размышлял над верхушкой. На помощь пришел все тот же ачинский музей, где лицевой фасад завершен резными арочками.

«М» значит «Мальцевы»

Что касается печати в центре, буква «М» — это одновременно и фамилия нашего семейства (Мальцевы), и мое имя (Максим), и «Мастерская». Ради нее пришлось раскошелиться на дорогой полнотелый кирпич — из обычного такое не вырезать. Уже позже я увидел, что литера «М» в круге есть также на историческом здании гостиницы «Метрополитен» в Новосибирске (там она тоже обозначает и название гостиницы, и фамилию ее владельца Петра Мамонтова. — Прим. ред.), но это чистое совпадение.

Над задним фасадом мастерской не хотелось излишне заморачиваться, но и оставлять ровную стену тоже не стал. Украсил ее ромбиками из выступающего кирпича, аркой над входной дверью и орнаментом вдоль карниза.

Что касается технологии, то, разумеется, мастерская возводилась не на глаз. Поскольку рисовать я не умею, за прорисовкой раскладки каждого элемента декора вновь обращался к супруге. Делала она их, конечно, тоже непрофессионально, от руки. 

Опираясь на эти рисунки, я предварительно выпиливал все кирпичи нужной формы и складывал их в единый элемент без цемента, чтобы увидеть, все ли сделано как надо. 

Когда весь декор был готов, я выкладывал его непосредственно на фасадах. Хотя окончательный облик здания все же оставался только в моей голове.

Со стороны привлекал только грузчиков и кран, ну и стеклопакеты заказывал в соответствующей фирме. Все остальное делал сам, в одиночку, в свободное от работы и других дел время. В конце мая прошлого года я начал копать котлован, затем — фундамент, строительно-монтажные работы, подведение инженерных сетей. 

За нынешнее лето выложил фасады. Декор готовил предварительно, зимой, для чего пришлось обработать несколько тысяч кирпичей. Порой работа настолько увлекала, что забывал обедать

К ноябрю здание было практически готово, остались лишь мелкие косметические работы. Внутренние стены мастерской я решил оставить без штукатурки. Летом на участке вокруг здания мы с женой планируем сделать хорошее озеленение, приближенное к парковой зоне: с живыми изгородями и т. д.

Поскольку все основные работы я делал сам, общий бюджет строительства мастерской с гаражом оказался небольшим. На заказ это обошлось бы раз в десять дороже, ведь ручная работа ценится высоко. Да и вряд ли кто-то в нашем городе за такое бы взялся. Навыки работы с кирпичом есть разве что у мастеров, выкладывающих камины, — я учился в том числе по их роликам. 

Архитектура — двигатель общества

Не люблю фразы типа «У меня ни на что не хватает времени». У всех в сутках 24 часа. Это очень много, важно лишь, как ты распределяешь их, что ставишь в приоритет. Многие вещи забирают кучу времени, хотя абсолютно этого не стоят, ничего тебе не дают. Такие строения, как моя мастерская, можно возводить годами, а можно за несколько месяцев — зависит только от работников. И, конечно, трезвый образ жизни многое меняет к лучшему.

Наши гости или просто доставщики обращают внимание на мастерскую, фотографируют, говорят приятные слова. 

Но я не считаю, что у меня какой-то талант к строительству или проектированию. Любые качества можно развить, достаточно вспомнить правило десяти тысяч часов

Еще во время строительства жилого дома я освоил основные принципы, которые затем оказались применимы и к бане, и к столам, и к мастерской с гаражами. Получать корочки строителя или архитектора, чтобы возводить красивые комфортные дома, на мой взгляд, совсем не обязательно.

Безусловно, куда проще клепать безликие, чисто утилитарные коробки — это отнимает гораздо меньше времени, сил и средств, но для меня вопрос экономии вторичен. 

Знаете, когда-то я играл в рок-группе, а архитектуру не зря называют «застывшей музыкой»

Искусство и, в частности, архитектура заставляет человека развиваться или, напротив, деградировать. Архитектура и общество — это сообщающиеся сосуды. Надеюсь, люди, увидевшие мои постройки, захотят повторить нечто подобное, и наша среда, наше общество станут чуть-чуть лучше.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
7 комментариев
Людмила
21 марта 2022, 13:01
как замечательно, что такие мастера еще выкристаллизовываются. Уж кажется, потеряно безвозвратно. Вы супер!
Ответить
107/50 000
0/50 000
Максим Мальцев
17 декабря 2021, 18:22
Спасибо всем за слова поддержки. Конечно, когда людям нравится то , что ты делаешь, это придаёт сил и воодушевляет на дальнейшее развитие в этом направлении!!
Ответить
158/50 000
0/50 000
Доминель
16 декабря 2021, 09:01
Максим, Вы молодец, задумки и исполнение замечательное! Всех Вам благ и Удачи во всём!
Ответить
86/50 000
0/50 000
ID: 50845586
15 декабря 2021, 22:18
Потрясающе! Максим, с огромным удовольствием прочитала Вашу статью! Особое уважение и восхищение у меня вызывает Ваша увлечённость и вдохновение реализовать своё хобби! К тому же это и семейное общее дело, а это особенно ценно!
Ответить
227/50 000
0/50 000
79037955514 Клеев
15 декабря 2021, 17:28
Спасибо за работу! Вы - молодец! Мне не видится архитектурно-удачным сочетание гаража и мастерской сверху. Внизу могла бы быть входная группа с остеклением - это придало бы дому жилой вид. А так получается, что вы просто надстроили гараж, не задумываясь о визуальной связи 1 и 2 этажей... Но вы можете это подкорректировать, сделав фасад 1 этажа хотя бы стилистически похожим на 2-й этаж!
Ответить
388/50 000
0/50 000
Роман Васильев
15 декабря 2021, 23:26
Если брать за основу купеческий дом, то именно так он и строился -это к сочетанию гаража и мастерской. Первый этаж жилым никогда не был, это или лавка или склад, часто без отопления, а второй этаж жилой, мещане строили похоже размещая на первом этаже кладовую.
262/50 000
ID: 84679344
14 декабря 2021, 08:28
Вы отличный мастер. Таких в городе меньше пальцев на руке. Мало, кто понимает всю эту гигантскую работу, поэтому и комментариев нет. Конечно, до старинных мастеров нужно много поработать, но там нарабатывали опыт поколениями и кнутом.
Ответить
234/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости